В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» на этой неделе поговорим о творчестве русского художника, мастера батальной картины Василие Васильевиче Верещагине.


11 февраля 2019 12:26

 В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» на этой неделе поговорим о творчестве русского художника, мастера батальной картины Василие Васильевиче Верещагине.

Верещагин Василий Васильевич родился в Череповце 14 октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств.
 
Всю жизнь русский художник Василий Васильевич Верещагин был неутомимым путешественником. Ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
 
Много путешествовал Верещагин и в частном порядке, в 1884 году посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 году Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски – пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато – коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
 
Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Государственная Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Другая картина художника «Торжествуют» (1871–1872, Государственная Третьяковская галерея) имеет такое описание автора: «Средняя Азия. Самарканд, площадь Регистан. Торжество победы над врагом. Эмир Бухары и жители города на площади, где водружают шесты с головами убитых русских солдат.»
 
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
 
Василий Васильевич Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта 1904 года, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
 
 


Памятники Пензенской области

Памятник на площади Победы в г. Пенза, посвящённый воинским и трудовым подвигам жителей и уроженцев Пензенской области в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Является главным региональным памятником такого рода. Один из наиболее известных и узнаваемых символов г. Пензы.