В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» продолжаем знакомиться с творчеством В.Е. Маковского


11 января 2019 10:57

 Пензенская картинная галерея представляет…

В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» продолжаем знакомиться с творчеством Владимира Егоровича Маковского русского художника, яркого представителя и одного из руководителей Товарищества передвижных выставок, преподавателя натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавателя живописной мастерской в Императорской Академии художеств.
 
Многогранность творческой натуры художника сказалась не только в большом разнообразии тем его бытовых картин, но и в его достижениях как живописца в разных жанрах искусства, особенно в портрете. Своими немногочисленными, но глубоко содержательными человечными портретами В. Маковский встал в ряд лучших портретистов. Как и всегда в картинах художника, его портреты безукоризненны в рисунке, композиционной построенности, живописном мастерстве и завершенности. Как мастер портрета В. Маковский умеет верно передать не только сходство внешнего облика портретируемого, но и особенности его душевного склада, выделяя те основные черты характера, которые движут им в жизни, определяют его поступки.
 
Портрет академика Ивана Ивановича Янжула. 1907.(Из собрания Госудаpственного Владимиpо-Суздальского истоpико-аpхитектуpного и художественного музея-заповедника)
 
Портрет старухи. Этюд к картине «Ожидание».1875. (Из собрания Тернопольского областного художественного музея, Украина)
 
Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, так же, как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.
 
Приезд Чичикова в город N. 1901.
 
Коробочка и Чичиков. 1901.
 
Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников»). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
 
рестьянские дети. 1890.(Из собрания Харьковского художественного музея, Украина)
 
Игра в бабки. 1870.(Из собрания Третьяковской галереи, Москва)
 
 

 



Памятники Пензенской области

В здании первого корпуса присутствнных мест с 1780-х гг. до 1917 г. размещался ряд учреждений местного управления, в том числе казенная палата, с которой по службе были связаны: Долгорукий Иван Михайлович (1764-1823) - поэт, драматург, актер-любитель, организатор первого пензенского театра. В 1791-1797 гг. - вице-губернатор. И. М. Долгорукий внес большой вклад в создание первого пензенского театра. По его инициативе  в 1792 году был организован кружок любителей те...