В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» продолжаем знакомиться с творчеством В.Е. Маковского


11 января 2019 10:57

 Пензенская картинная галерея представляет…

В рубрике «Пензенская картинная галерея представляет…» продолжаем знакомиться с творчеством Владимира Егоровича Маковского русского художника, яркого представителя и одного из руководителей Товарищества передвижных выставок, преподавателя натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавателя живописной мастерской в Императорской Академии художеств.
 
Многогранность творческой натуры художника сказалась не только в большом разнообразии тем его бытовых картин, но и в его достижениях как живописца в разных жанрах искусства, особенно в портрете. Своими немногочисленными, но глубоко содержательными человечными портретами В. Маковский встал в ряд лучших портретистов. Как и всегда в картинах художника, его портреты безукоризненны в рисунке, композиционной построенности, живописном мастерстве и завершенности. Как мастер портрета В. Маковский умеет верно передать не только сходство внешнего облика портретируемого, но и особенности его душевного склада, выделяя те основные черты характера, которые движут им в жизни, определяют его поступки.
 
Портрет академика Ивана Ивановича Янжула. 1907.(Из собрания Госудаpственного Владимиpо-Суздальского истоpико-аpхитектуpного и художественного музея-заповедника)
 
Портрет старухи. Этюд к картине «Ожидание».1875. (Из собрания Тернопольского областного художественного музея, Украина)
 
Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, так же, как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.
 
Приезд Чичикова в город N. 1901.
 
Коробочка и Чичиков. 1901.
 
Наряду с известными мастерами, такими, как Перов, Прянишников, Саврасов, молодой Маковский был приглашен к участию в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников»). Эта работа соответствовала творческим исканиям художника. Изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
 
рестьянские дети. 1890.(Из собрания Харьковского художественного музея, Украина)
 
Игра в бабки. 1870.(Из собрания Третьяковской галереи, Москва)
 
 

 



Памятники Пензенской области

Дом перенесен на территорию больницы, в которой он работал в 1907 году, и поставлен на восточной стороне двора, Недалеко от главного корпуса. Дом-музей представляет собой 1-этажное, деревянное, обшитое тесом здание, расположенное к востоку от главного корпуса областной больницы. Главный, в три окна фасад обращен на запад. С северной стороны расположены два тамбура с крыльцом и входной дверью. В 1978 году между ними вклинилась пристройка, которая представляет собой остек...